Вокзал мечты

«В воскресенье, 1 августа, происходило освящение нового здания вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и открытие пассажирского движения по новым путям от этого вокзала. Новый вокзал действительно грандиозный, вполне европейский и пока единственный в России. Обошлась его постройка в миллион рублей, да столько же стоит устройство перекрытий и платформ. Величественный вход с мраморною лестницей, весь в стеклах, будет освещаться в изобилии электричеством». («Новое время», 2 августа 1904 г.) Построенный на рубеже XIX - XX веков, воплотивший все новейшие достижения архитектурной и инженерной мысли того времени, совершенно непохожий на своих «коллег», Витебский вокзал до сих пор поражает своей изысканностью и великолепием.

Восторженные отзывы современников о первом российском вокзале - Царскосельском (ныне Витебском) - построенном в 1901 - 1904 гг. по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского при участии гражданского инженера С.И. Минаша, были вполне обоснованы. Удивительная, непривычная архитектура, обилие металла, сложные технические приспособления, диковинные для того времени: лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, рельсовое полотно, расположенное на втором этаже, электричество, наконец - подобное чудо конструкторской и инженерной мысли не могло не вызывать восхищения. Даже сейчас Витебский вокзал сильно отличается от других гармоничным сочетанием вокзальной функциональности и стилистической музейности. Не случайно уже неоднократно велись разговоры о переделке вокзальных помещений в художественный центр по примеру петербургского Варшавского вокзала или вокзала-музея d’Orsay в Париже. Да и некоторые технические инновации французов («подвижные столы» для перемещения багажа) были удачно применены при строительстве его российского собрата.

Здание Витебского вокзала было одной из первых общественных построек, возведенной в новом для того времени стиле модерн. Отсюда и непривычная для начала XX в. планировка здания, где крупные объемы группируются асимметрично, с учетом их функционального назначения. В этом выражается основной принцип построения зданий модерна «изнутри - наружу», когда внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, сформированную исходя из рациональных соображений.

Основным помещением Витебского вокзала является огромный, высотой более двадцати метров, увенчанный куполом вестибюль с парадной лестницей, украшенной мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Зал освещается дневным светом, проходящим через расположенные по всем стенам витражные окна и электрическими светильниками из железа, окрашенного в черный цвет. Простенки между окнами украшены лепными панно с изображениями головы Меркурия - бога торговли и путешествий и женских головок, окрашенных под цвет старой бронзы и декорированных стилизованными растительными орнаментами.

На фасаде вестибюль выделен масштабным ризалитом с большой витражной аркой, которая напоминает аналогичную на здании магазина братьев Елисеевых на Невском проспекте (1902 - 1903 гг., гражданский инженер Г.В. Барановский). Над входом помещаются гербы Петербурга и Витебска - конечных пунктов Витебской линии. Другим внешним акцентом здания служит высокая часовая башня с эффектным живописным силуэтом. Полукруглая сторона фасада оформлена колоннами, стилизованными под дорический ордер и балконами с железными решетками «своеобразного рисунка», как об этом тогда писали.

Здание Витебского вокзала богато декорировано металлом, не говоря уж об арочных фермах дебаркадеров и перекрытий. Их жесткая функциональность и довольно массивный вид не помешали конструкторам внести некоторую игривость в переплетение балок, арок, других конструкционных элементов, украсив их металлическими цветочками. А ажурные козырьки над входами, ни один из которых не повторяет другой?

Несмотря на то, что зданию Витебского вокзала не исполнилось еще и ста лет, суровый петербургский климат и тяжелая экологическая обстановка конца XX столетия сделали свое дело. Комплексные реставрационные работы на вокзале не проводились ни разу. Только к недавнему юбилею Петербурга была проведена программа по реставрации и восстановлению вокзалов города. Витебскому вокзалу был возвращен первоначальный цвет («желтовато-сероватый», как его определяли в отчетах 1904 г.), вставлены новые витражные окна, выполненные по старинным чертежам, обновлены отливки орнаментов, отреставрирован металлодекор, конструкции дебаркадера и навесов. На время обследования состояния здания, сохранность подлежащего реставрации наружного металлодекора составляла около 2 %. Подобная сохранность практически не оставляет реставраторам свободы в выборе способов работы на объекте и предполагает полное воссоздание исторического памятника. Так, специалистам фирмы «Грант», занимавшимся восстановлением козырьков над входами, приходилось создавать полностью утраченные детали по сохранившейся исторической документации, по аналогам и оставшимся деталям выковывать подобные. Еще одной сложностью было то, что при первоначальном монтаже исторических козырьков сварка применялась минимально, а крепление осуществлялось огромным количеством заклепок, что пришлось повторить и сейчас, вытачивая каждую из них отдельно. Все работы велись при детальном согласовании с КГИОП и не нанесли памятнику никакого ущерба.

Теперь жители Петербурга и гости города смогут восхищаться Витебским вокзалом - подлинным архитектурным и инженерным шедевром - еще долгие годы.

Евгения Игнатьева

Журнал «Мир Металла» 2004