Оборудование и технологии для кузнечного производства Написать письмоКарта сайтаДобавить в закладкиRSS лента

Художественная ковка / кованые кружева на шпилях

Флюгер с блоками для поднятия флага (флюгер-флагшток).
Флюгер с блоками для поднятия флага (флюгер-флагшток) на Караванной ул, д. 2 (1898-99, арх. Бенуа Л. Н., Еремеев М.Ф.).

Навершие на одном из флигелей дворцового комплекса великого князя Алексея Александровича.
Навершие на одном из флигелей дворцового комплекса великого князя Алексея Александровича на наб. р. Мойки, д. 122 (1882-85, арх. Месмахер М.Е.).

Современный флюгер, сделанный в 1993 г.
Современный флюгер, сделанный в 1993 г. по инициативе творческого коллектива детского театра «Сказки на Неве» над фронтоном нового здания театра.

Пример типового флюгера
Пример типового флюгера можно увидеть на доме 1 по 2-ой линии Васильевского острова (1881, арх. Тацки Х.Х.).

Восстановленный флюгер над домом на углу ул. Марата и Стремянной ул.
Удачным соединением архитектурных традиций и современного рекламного подхода стал флюгер, восстановленный над домом на углу ул. Марата и Стремянной ул.

Типовой флюгер
Типовой флюгер на доме 64 по Гороховой ул. (1901 – 1902 гг., арх. Фащевский Л.А.).
 

Сегодня нам трудно представить себе городское пространство столетней давности - крыши, свободные от антенн, улицы и фасады домов, не исполосованные проводами вдоль и поперек. Сохранившиеся флюгера и навершия потерялись в обилии технического металла. Многие башни утратили не только кованые венчания шпилей, но и сами купола. А ведь доминанта вертикали завершает перспективу улицы, разнообразит силуэт фасадов зданий.

Петербург, как город на плоской равнинной местности, изначально тяготел к доминантам вертикалей в архитектуре, как по желанию своего создателя Петра,так и по логике исторического развития архитектуры, воспринимающей вертикаль как символ единства с горним миром.

Для европейского бюргера флюгер был визитной карточкой, рекламой, тем, что подчеркивало и выявляло его индивидуальность, чувство собственного достоинства и корпоративной независимости. На Руси княжеские терема и крепостные сооружения также украшали коваными навершиями, правда, иной менталитет вкладывал в этот символ другой, иерархический, смысл.

Первым флюгером Петербурга стал ангел Петропавловского собора, вознесшийся в самом сердце новой петровской цитадели на границе недавно отвоеванного у шведов пространства. Кстати, тот ангел, которого мы привыкли видеть, уже третий по счету.

Начало экономического подъема России последнего десятилетия XIX в. привело к активному расширению городской территории. Тогда же повысились требования к качеству возводимых домов.

Увеличилась и роль кованого металла в украшении зданий. Это привело к появлению многочисленных частных железоделательных и слесарных мастерских, чутко откликавшихся на требования заказчиков и запросы архитекторов.

Примерно со второй трети XIX в. в городской жилой застройке появляются дома с башенками, увенчанными флюгерами. Это было своего рода возвратом к петровским идеям сооружения шпицов-вертикалей, но уже в иной системе, не торжественно дворцовой, а бытовой, повседневной. То эмоционально пластическое состояние державного города, окна в Европу, которое создавалось вокруг центральных аристократических ансамблей, распространилось на типовую застройку доходных домов. В облике угловых зданий, увенчанных куполами сложной формы, особую роль играли навершия как пластическое завершение перспективы, как декоративная деталь, обогащающая облик дома.

Временные рамки активного применения флюгеров в архитектуре ограничены восьмидесятыми годами XIX в. и десятыми годами XX в.

Вообще, кованые флюгера - это, прежде всего, наследие готики, из которой они вошли в архитектуру ренессанса и барокко, - правда, как некий атавизм, поскольку человеческий вкус консервативен, и ему еще долго милы следы доброй старины с добротными и долговечными деталями. Наличие башенок и угловых эркеров с куполами изысканной формы в домах, построенных в стиле нео-ренессанса и нео-барокко, тоже родилось из европейской традиции архитектурного романтизма, желания внести черты куртуазной роскоши и аристократической привлекательности в повседневный быт буржуазного общества.

Нео-готика, или кирпичный стиль насыщены художественным декоративным металлом. Миниатюрный городской бюргерский особняк преобразился в многоквартирный доходный дом, сохранив свою строгую замкнутость, чопорность и трогательную попытку подражания большим соборам в их в устремленности вверх. Для флюгеров, украшавших подобные дома, характерен больший лаконизм силуэта, достигаемый использованием традиционных кузнечных приемов, когда материал диктует пластику рисунка. Такой подход создавал глубокое единство архитектуры и декора, так как в кирпичном стиле архитектурная пластика строится с обязательным учетом свойств материала. Технологический прием здесь возводится в ранг эстетики.

Был выработан и некий типовой проект флюгера - традиционная трактовка флюгарки с просечным годом застройки, противовесом с завитком спирали, переходящем в трехлистник. Здесь же непременная роза ветров с латинскими буквами, а под ней орнаментальная система противонаправленных волют и традиционное дифованное (выколоченное из листового металла) яблоко.

Интересно, что подобный рисунок флюгера приведен в иллюстрированной энциклопедии известного архитектора-реставратора Василия Барановского, с указанием, что эта деталь металлического декора здания произведена в мастерской Карла Винклера, - и это один из редчайших примеров атрибуции кованных украшений зданий. В некоторых случаях на стержне флюгера располагали блоки для поднятия флага, как, например, на доме 2 по улице Караванной.

Покрытия куполов, несущих флюгера, весьма разнообразны. Это и традиционное кровельное железо, и металлическая чешуя или черепица, дробленая фактура которой подчеркивает достоинства флюгера. Например, навершия куполов с флюгерами дворца великого князя Алексея Александровича (наб. р. Мойки, 122). Объемная пластика букетов, составляющих эти навершия, перекликается с фактурным декором фасадов и рельефной пластикой всего дворцового комплекса; многослойность флористических элементов, создающая пышный объем, выигрышно смотрится в пространственном сокращении вертикальной перспективы.

Мир флюгеров в историческом аспекте существования Петербурга занимает сравнительно короткий промежуток, когда иллюзии романтизма в значительной степени определяли жизнь и идеалы общества. Флюгер отражает то идеализированное представление европейца о средневековье, которое вдохновляло, например, английского философа, теоретика искусства и художественного критика последней четверти XIX в. Дж. Рескина и его последователей и породило мир модерна - последний цветок той самой добропорядочной, можно сказать - викторианской европейской цивилизации, на смену которой пришел жесткий конструктивизм, империализм и мировые войны.

Елизавета Стрельникова

Фото Юрия Славцова

Журнал "Мир Металла" 1 (20) 2004

Основные разделы
Дополнительно

Внимание! Пожалуйста, уважайте авторское право и при использовании наших материалов сохраняйте авторство и указывайте ссылку на наш сайт!

Санкт-Петербург, Железнодорожный пр-кт., д.36
Тел.: +7 (812) 334-9133, +7 (901) 373-9811
E-mail: main@mir-met.ru
© 2003-2017 ООО «ПКФ Мир Металла»

Мир Металла в Максидом
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru