Блестящий стиль: нержавеющая сталь в архитектуре

Современный человек с рождения обречен на постоянное соседство с предметами из нержавеющей стали. Она сопровождает его повсюду - стерильные медицинские инструменты в родильном доме, блестящие двери, ограда, за которыми открывается огромная жизнь. Если родители окажутся любителями hi-tech или минимализма, то в родном доме с первых шагов он непременно найдет элегантную стальную посуду, увидит свое отражение в блестящем как зеркало, экране для радиатора. Став постарше, с удивлением обнаружит, что и кровельные покрытия соседних домов выполнены из нержавейки. Турникет в метро, перила на лестнице торгового центра да и сама лестница - все это он, вездесущий материал.

Нержавейка почти повсеместно присутствует в конструкциях бетонных оснований зданий, в несущих конструкциях. Для небоскребов стальной каркас обязателен, как правило, для устойчивости и легкости здания. В знаменитом же 77-этажном Chrysler Building, построенном в Нью-Йорке в 1930-годы, нержавеющая сталь использована и для декорирования верхушки здания. Говорят, что когда спустя 50 лет строители исследовали состояние конструкций небоскреба, с удивлением обнаружили, что все металлические детали оказались в полном порядке, с достоинством выдержав атмосферный и высотный стресс. Поэтому не стоит удивляться, что этот материал с успехом применяют при высотном строительстве во многих странах - от Commerzbank во Франкфурте до Petronas Towers в Куала-Лумпур.

Хорошая способность нержавейки к формовке, прочность и легкость позволяют применять ее для воплощения самых смелых дизайнерских замыслов. Здание Культурного центра Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, где базируется городская филармония, отлично демонстрирует, насколько хороша нержавеющая сталь для облицовки поверхностей. Развивая свое любимое направление - скульптурную архитектуру, - знаменитый архитектор Фрэнк Гери заключил стеклянный объем здания в стальные панели то выпуклой, то вогнутой формы. Результат напоминает корабль под парусами. Стальные конструкции, местами отступая от фасада, причудливым образом формируют окружающее пространство, оформляя главный вход, небольшие дворики, детский амфитеатр. Не будь в Лос-Анджелесе «фабрики грез», это здание точно могло бы стать «гением места». Подобно тому, как другой проект Фрэнка Гери - музей Гуггенхайма в испанском Бильбао - обеспечил мощный приток туристов этому прежде малопривлекательному городку.

Особенность архитектурной моды - стальная складка. Лучшим из семейства «складчатых», представленных на Венецианской биеннале 2004 году, жюри признало проект японского архитектора Ендо. Это частный дом, в котором причудливым образом крыша перетекает в стену, затем становится полом, чтобы при новом изгибе снова обратиться стеной и накрыть пространство. Такой эффект дает использование протяженного единого листа стали. Вернее, он состоит из двух слоев - волнистого снаружи и ровного внутри. Столь чистое в своей минималистичности технологическое решение позволяет предложить новую концепцию естественной трансформации интерьера в экстерьер. В результате получается единое целое, обращенное как внутрь, так и наружу. Эффект открытости усилен сплошным остеклением.

Как поясняет сам автор, такая архитектура не что иное, как отражение современной ситуации, когда стираются границы между странами, добром и злом, а различия между мужчиной и женщиной сглажены понятием unisex. Подобную тему развивает другой архитектор - Бернард Чуми - при строительстве в Женеве штаб-квартиры и завода Vacheron Constantin, старейшей в мире фирмы по производству наручных часов.

В основе образа - идея пластичного двойного конверта, в котором внешняя поверхность выполнена из металла, в то время как в интерьере использовано дерево. Нержавеющую сталь вообще считают идеально подходящей для объектов промышленной архитектуры, где этот материал играет не только конструктивно-декоративную роль, но и является своеобразной демонстрацией передовых индустриальных технологий. Любопытно, что промышленная архитектура обратила свой взор на этот материал на исходе XX века, когда владельцы заводов не меньше чем о комфорте и эффективности производства стали заботиться об имидже собственных предприятий.

Так, весьма эффектно с помощью фасадных структур из нержавеющей стали оформил фасад штаб-квартиры издательства Western Morning News в Плимуте британский архитектор Николас Гримшоу.

Ему же принадлежит проект реконструкции терминала Ватерлоо в Лондоне, где с помощью этого металла была создана практически прозрачная большепролетная конструкция, накрывающая железнодорожные пути.

Но, пожалуй, главная заслуга Гримшоу состоит в том, что он доказал: нержавейка есть даже в раю! Именно так - Eden (в переводе с английского - «рай») - называется экологический центр в Корнуэлле (Великобритания), созданный по его проекту. Проще говоря, это самая большая оранжерея в мире, где под восемью огромными, словно вырастающими из-под земли «пузырями»-полусферами создан необходимый микроклимат для 100 000 экзотических растений - из влажных тропиков и жарких африканских стран. Правда, в Раю вполне земная нержавейка играет лишь вспомогательную роль, усиливая конструкцию из поликарбоната и гальванизированных полусферических рам.

Усиление бетонных оснований, на которых возводятся различные здания, давно стало обычным применением нержавейки, равно как и армирование с ее помощью конструкций тоннелей, мостов, причалов - то есть сооружений, особенно испытывающих риск коррозии.

А вот сетка из нержавеющей стали, любовно применяемая архитектором Домиником Перро практически во всех его проектах, к армированию не имеет никакого отношения. Но это не только декоративный прием: размещенная на окнах Национальной библиотеки в Париже, она рассеивает солнечный свет, а на стенах и потолке читальных залов способствует звукоизоляции. В берлинском комплексе велодрома и бассейна сетка «наброшена» на прозрачную крышу зданий, что наряду с практическим эффектом защиты от прямых лучей солнца демонстрирует интересную игру света и тени.

Города Европы и Америки изобилуют нержавеющими архитектурными шедеврами совершенно различных функций. Всемирную славу снискали лондонские творения сэра Норманна Фостера - крыша атриума для Британского музея, Дом правительства, штаб-квартира страховой компании Swiss RE. В Париже нержавейка то прячется в конструкциях входной пирамиды Лувра и арки Дефанс, то сверкает на фасаде Института арабского мира и в хайтечной отделке 4-й линии метро. Россия пока не может явить миру столь же эффектные нержавеющие творения. Но этот материал уже с успехом применяется при строительстве зданий любого назначения. Сегодня производители и компании-дилеры предлагают различные типы нержавейки с любой обработкой поверхности - зеркальную, матовую, перфорированную, окрашенную. А это вселяет надежду, что появления отечественных архитектурных шедевров ждать недолго.

Немного истории

Сегодня, когда ежегодно в мире производится около 20 млн тонн нержавеющей стали, уже невозможно представить, что еще сто лет назад ее не было и в помине. Первые виды нержавейки появились лишь накануне Первой мировой войны. Германские стальные магнаты - семья Крупп - запатентовали сталь, содержащую хром и никель. (Кстати, в Петербурге сохранился один из крупповских шедевров: огромный сейф находится в недрах Промышленно-строительного банка на Невском пр., 38.)
Вообще, разговорный термин «нержавейка» относится к огромному классу стальных сплавов (более 100 типов), содержащих не менее 10,5% хрома. Типы нержавеющей стали различаются по наличию в составе дополнительных металлов, в частности таких, как никель и молибден. Состав и процентное содержание «добавок» влияют на коррозионную устойчивость металла, долговечность и прочность.

В промышленности и в быту

Одни типы стали предпочтительнее использовать на улице - для создания уличной мебели, крыш, в облицовке фасадов. Другие - применяют во внутренних пространствах: начиная от каркасов зданий, лестниц, перил, заканчивая стальной плиткой, вешалками и прочей домашней утварью. Хотя, создавая интерьеры, дизайнеры во многом озабочены прежде всего эстетикой помещений, на самом же деле надо зреть в корень - то есть учитывать, что применение стали обеспечит родному дому и любимым предметам долговечность использования и простоту в эксплуатации. В домашнем обиходе нержавейку начали применять лет 50 назад - уже после того, как этот чудо-материал основательно закрепил свои позиции в химической, обрабатывающей и пищевой промышленности. Десятилетие 1960-1970 ознаменовалось победоносным внедрением нержавейки в автомобильную, энергетическую и строительную отрасли. Нет, мы не будем заглядывать на атомные станции. Хотя там нержавейка активно используется как в конструкциях самих реакторов, так и в средствах защиты от радиации. Одно из недавних направлений в использовании нержавейки - утилизация отходов. Европейские города «украшают» элегантные нержавеющие контейнеры для сбора мусора. Отрадно, что и саму нержавейку при желании тоже можно подвергнуть утилизации.

Елена Кузнецова

Журнал «Мир Металла» 2006