Вокруг камина

Огонь красив, беспощаден, могуч и мудр. Он дает жизнь и отнимает ее. Известно бесчисленное количество сказаний и легенд о неукротимости огненной стихии. В наше время самый популярный и красивый способ хранить огонь дома - это, бесспорно, иметь камин, роскошь, еще совсем недавно доступная лишь единицам, а теперь так стремительно входящая в наши городские и загородные жилища. И помимо «огненного дома» - самого камина - не менее важными элементами поддержания огня являются каминные принадлежности.

Истоки

Когда-то очаг был бытовым центром человеческого жилища - он давал тепло и горячую пищу, а уж затем, спустя века, он превратился в декоративный элемент интерьера и уже на этом поприще сохранил ключевую позицию в помещении. До эпохи Возрождения кузнецы работали, в основном, на военные нужды или изготавливали орудия труда. С XVI в. они начинают ковать ворота, ограды и лестничные перила. А уже в следующем веке начинается изготовление предметов для каминов - прежде всего каминных экранов с орнаментами, геральдическими символами и золоченым литым декором.

Цели

Как внутреннее убранство помещения может конструктивно развиваться от стиля, формы и определения места камина в жилом пространстве, так и облик камина зависит от интерьера. Каминные принадлежности должны органично вписаться в заданную среду. Нужно знать и понимать всю технологическую сторону процесса. Все эти положения учитываются кузнецом при подготовке к работе. Немаловажен и такой аспект, как тактильные качества предмета, вес, пропорциональное соотношение с камином и экраном.
Способы обработки металла, а также количество составных элементов окончательной формы изделия весьма разнообразны. Железо может быть завязано в узел, скручено, сплетено в косичку, изогнуто в петлю. Кручения обычные, а типы и размеры их могут быть разными как мазки живописца. Традиционными элементами являются листья анемонов, аканфа, дуба с желудями; рокайль, цветки лотоса, рыбьи хвосты, спирали или завитки в виде букв «с» и «s». Каждый листочек анемона требует от 4 до 8 часов ручной работы! Современные кузнечные изделия включают в себя элементы из исторического прошлого, которые с точки зрения мастера наиболее удачно подойдут окружающей среде комнаты, квартиры, частного дома, отеля - египетские, античные, средневековые мотивы, геометрические символы - безусловно, с добавлением концепции свободной формы. И в каждом способе обработки и тематике столько разновидностей, нюансов, что работа кузнеца предстает очень многогранной.

Набор каминных инструментов

В его изготовлении можно использовать множество идей, и каждый отдельно взятый предмет, как музыкальная нота в созвучии с другими, будет участником единого ансамбля. По тому, как исполнена каминная утварь, можно судить об искусности мастера-кузнеца, - так считают профессионалы. Состав каминных наборов изменялся с течением времени. Редко в каком камине встретишь теперь крючки - для подвешивания горшков и котелков, вертела - для жарки мяса, специальные приборы - для помешивания еды при приготовлении. Старинные камины оснащались также задними стенками, защищавшими очаг от огня и отражавшими тепло (датируются XVI в. в Европе). В состав современных наборов входят, как правило: колосниковые решетки, для поддержания горящих дров, дровницы, каминные ограждения, защитные экраны, каминные дверцы, а также инструменты для чистки каминов и ухода за огнем: совки, кочерги, щипцы, щетки и метелки.

Андероны

Особое место среди каминных принадлежностей занимают так называемые андероны - это высокие подставки для горящих дров в камине, на вытянутых стержнях которых крепились крючки для вертела, навершия наподобие корзин для подогрева бутылок с вином или для сохранения теплой пищи. К андеронам кухонных каминов добавлялись элементы под названием подъемник или журавль, на которые навешивались горшки, а в момент готовности пищи их можно было передвинуть или опорожнить. Каждый андерон состоит из трех основных элементов: подставки для дров на ножках, стержня с ручкой для переноса и высоких передних решеток, чтобы дрова не вываливались наружу. Андероны могут быть коваными, литыми, либо сварными из отдельных элементов, созданных методом холодной (станочной) ковки. Сейчас подобные комплексные подставки не так востребованы как раньше, но зато особенно эффектны с эстетической точки зрения.

Стойки для инструмента
Еще их называют держателями или штативами. Они могут быть плоскими, могут стоять на трех или четырех ногах. Концы стойки могут быть украшены вкраплениями различных металлов другого цвета для контраста. Инструменты могут свободно стоять, а могут висеть на стене. Штатив с приборами подобен круглой скульптуре, и кузнецы нередко используют это свойство, создавая целые сюжетные композиции.

Решетки. Дверки. Экраны
Чтобы горящие угольки не попадали на пол или ковер, придуманы решетки, каминные дверцы и защитные экраны. Раньше более популярны были каминные решетки. Современные экраны появились к 20-м гг. XIX в. Есть экраны декоративные, они используются, когда камин не горит. Это своего рода ширма. Она может быть оформлена драгоценными металлами, тканью, витражными врезками или любым другим материалом. Еще с незапамятных времен художники и дизайнеры отдают предпочтение природным формам. Также и кузнецы широко используют такие формы. Возможно поэтому так популярен стиль модерн. Изображения на экранах включают мифологические и библейские сюжеты, различную символику. Чтобы выковать какую-либо сценку, помимо мастерства необходимы время, терпение и опыт. А используемые материалы традиционны - сталь, бронза, медь, алюминий, латунь.

Фурнитура
Важное место занимает изготовление петель, щеколд, крючков и заклепок. Как и раньше, так и теперь все эти предметы называются красивым словосочетанием «скобяные изделия». Невольно вспоминается лесковский герой, подковавший блоху. Это так называемый «последний штрих», по которому узнается рука настоящего мастера. Экраны, состоящие из металлической сетки с орнаментом, крепящейся к рамке, выглядят особенно эффектно в том случае, если места крепления незаметны.

Изюминка интерьера

Теперь каминные принадлежности все чаще называют аксессуарами. Само это понятие, перешедшее в обиход языка каминных атрибутов из мира фешн, предполагает изысканность и эксклюзивность, завершенность форм. Современные дизайнеры, проектируя новый интерьер, готовят и эскиз камина, либо подбирают подходящую готовую модель. Каминные наборы когда-то входили в состав мебельных гарнитуров, что, прежде всего, было связано с преемственностью стилей - меняется мода, соответственно устаревают те или иные элементы декора, основным носителем которого являются мебель и каминные принадлежности. И, конечно же, это, как правило, не просто функциональные предметы, а произведения декоративно-прикладного искусства. Нередко именно каминные аксессуары становятся изюминкой интерьера, радуют своей красотой и хозяев, и их гостей.

Аглая Ширина

Журнал «Мир Металла» 2004